Удалять молочные зубки или нет? Они же скоро выпадут сами

Большинство родителей думают, что молочные зубы ребенку лечить совершенно не обязательно. Зачем? Все равно когда-нибудь выпадут! Однако это распространенное заблуждение наносит большой вред здоровью малыша. Иногда непоправимый!

Зачем, вообще, нужны молочные зубы?

Молочные зубы выполняют ряд важных функций:

• Молочные зубы участвуют в акте жевания. Без зубов приём твёрдой пищи будет невозможен. Больными зубами жевать сложно, а иногда, вообще, невозможно;
  • Молочные зубы участвуют в формировании речи и правильного произношения звуков, что очень важно, так как полученные ребёнком навыки общения и произношения звуков остаются надолго и трудно поддаются коррекции в будущем. Раннее удаление верхних передних резцов и клыков по причине бутылочного кариеса (наиболее частой причине разрушения зубов у малышей) приводит к развитию шепелявости у ребёнка;
  • Молочные зубы "держат" место для постоянных зубов и стимулируют рост челюстей. По мере прорезывания молочных зубов происходит стимуляция роста челюстей. Вторая волна роста челюстных костей приходится на период замены молочных зубов на постоянные. Раннее удаление молочных зубов (более чем за 2 года до его выпадения) приводит к смещению рядом расположенных зубов в сторону отсутствующего и, когда начнётся прорезывание постоянного зуба, ему не не будет хватать места. Таким образом формируется скученность зубов, нарушается развитие прикуса;
  • Воспалительный процесс периапекальных тканях зуба (около верхушки корня) может привести к инфицированию зачатка постоянного зуба и его повреждению или, даже, гибели;
  • Эстетика. Здоровые красивые зубы являются признаком силы и уверенности. Дети со здоровыми красивыми зубами чувствуют себя более уверенно среди сверстников, чем дети с больными или некрасивыми зубами (чёрными после серебрения или разрушенными от кариеса).

Как состояние молочных зубов влияет на развитие постоянных зубов?

Состояние и здоровье молочных зубов напрямую влияет на состояние постоянных зубов и хорошее развитие зубочелюстной системы у подрастающего человека. Хотим напомнить, что кариес – это инфекционное заболевание, и бактерии с молочных зубов могут просто переселиться на постоянные зубы, заразить их кариесом. Из-за неправильного ухода за молочными зубами часто родители сталкиваются с необходимостью раннего удаления молочных зубов.

То есть когда за зубом не ухаживают, родители очень поздно обращаются к доктору-стоматологу, и ничего не остается делать, как удалить этот зуб. Раннее удаление молочных зубов приводит к задержке прорезывания постоянных зубов и к нарушениям прикуса во взрослом возрасте.

Профилактика кариеса в раннем возрасте

Профилактическим методом является покрытие зубной ткани различными минеральными компонентами: фтор, кальций и другие минералы. Это действительно является полезным и укрепляет ткань зубов, и некоторым детям это показано на постоянной основе. Если у ребенка от рождения есть предрасположенность к кариесу, то такие аппликации по рекомендации врача можно делать и в офисе, и в домашних условиях, это могут делать родители (врачи обучают родителей, как это правильно делать). Это необходимо делать на постоянной основе раз в 3 месяца. Иначе у ребенка развивается кариес, и мы уже имеем дело с его последствиями.

Есть два направления: первое направление, когда у ребенка низкий риск кариеса, и есть очень жесткие и строгие показания, когда у ребенка высокий риск кариеса, и родители во избежание катастрофических последствий просто обязаны делать такие аппликации на регулярной основе.

А, может, лучше удалить больной молочный зуб?

Удаление молочного зуба - это тоже лечение. Только, это крайняя мера, к которой прибегает детский стоматолог, если сохранить зуб не представляется возможным или до прорезывания постоянного зуба на этом месте остаётся не более 1 - 2 лет. Однако, не стоит злоупотреблять этим методом. Молочные зубы "держат" пространство для постоянных зубов, поэтому раннее их удаление (более чем за 1,5 - 2 года до прорезывания постоянного зуба на этом месте) может в будущем привести к формированию скученности зубов в постоянном прикусе. Если удалить молочный зуб раньше времени, то соседние зубы начнут смещение и наклон в область отсутствующего зуба, занимая тем самым то место, куда должен был бы прорезаться постоянный зуб.

Стоматологи считают, что временным зубкам требуется постоянное внимание. Дети беззащитны перед коварными болезнями. Главная задача родителей уберечь свое любимое чадо от всевозможных неприятностей. Регулярный поход к стоматологу должен стать хорошей привычкой.